ОРКСЭ

                                                         19.11

Тема: любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм народа России и Донецкой Народной Республики.

Внимательно послушайте стихотворение и попробуйте определить, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.


С чего начинается Родина?

С улыбок и слёз матерей;

С тропинки, ребятами пройденной

От дома до школьных дверей.

С берёзок, стоящих веками

На взгорье в отцовском краю,

С желанья потрогать руками

Любимую землю свою.


 Тема нашего урока: «Любовь и уважение к Отечеству». Мы вместе постараемся ответить на вопросы: «Что значит любить  и уважать своё Отечество?», «Что такое патриотизм?», «Можно ли каждого из вас назвать патриотом?»

  Помните, ребята, что от малых дел рождается  большая любовь к семье, народу, России. Всё это мы называем словом «ПАТРИОТИЗМ». (Ученики делают записи в тетрадях: ПАТРИОТИЗМ – ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ. ПАТРИОТ – ТОТ, КТО УВАЖАЕТ ТРАДИЦИИ РОДНОЙ СТРАНЫ, ИЗУЧАЕТ ЕЁ ЯЗЫК И ИСТОРИЮ, ЗАЩИЩАЕТ РОДНУЮ ЗЕМЛЮ, БЕРЕЖЁТ ЕЁ ПРИРОДУ, ЛЮБИТ СВОЮ СЕМЬЮ И ПОМОГАЕТ БЛИЖНЕМУ).

  Любовь к родине  - святое чувство для человека, одна из добродетелей. Давайте вдумаемся в значение слова ОТЕЧЕСТВО. ОТЕЧЕСТВО – земля отцов и дедов, трудившихся на ней и защищавших её в годы бедствий. Одна из заповедей, записанных в Библии, гласит: «Почитай отца твоего и матерь твою». Так же мы должны любить и беречь наше Отечество. Вспомните материал предыдущих уроков. Кого бы вы назвали настоящими патриотами? Расскажите, что вам больше всего запомнилось о них. (Святой Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Александр Невский, Фёдор Ушаков – защитники родной земли, Валентин Войно-Ясенецкий /в монашестве святой Лука/ – врач и священник, святая Ульяна Муромская – спасала людей во время голода).

 Действительно, под влиянием  чувства любви к ближнему и уважения к родине совершаются  подвиги, люди трудятся, создают произведения искусства: песни, стихотворения, картины.  Всем известны знаменитые строки Государственного гимна России:

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете, одна ты такая

Хранимая Богом  родная земля!

А сейчас послушайте стихотворение поэта Николая Рубцова, посвящённое России. Обратите внимание на то, какие картины родной природы дороги автору стихотворения.

Привет, Россия…

Привет, Россия – родина моя!

Как под твоей мне радостно листвою!

И пенья нет, но ясно слышу я

Незримых певчих пенье хоровое…

Как будто ветер гнал меня по ней,

По всей земле – по сёлам и столицам!

Я сильный был, но ветер был сильней,

И я нигде не мог остановиться.

Привет, Россия – родина моя!

Сильнее бурь, сильнее всякой воли

Любовь к твоим овинам у жнивья,

Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

За все хоромы я не отдаю

Свой низкий дом с крапивой под оконцем…

Как миротворно в горницу мою

По вечерам закатывалось солнце!

Как весь простор, небесный и земной,

Дышал в оконце счастьем и покоем,

И достославной веял стариной,

И ликовал под ливнями и зноем!..

 Опишите словами или нарисуйте эти образы. (Самостоятельная работа учеников в тетрадях или на альбомных листах. По окончании работы желающие рассказывают о своих впечатлениях, учитель комментирует работы детей, рисунки закрепляются на доске)


 Заключить наш урок хочется песней Ю. Антонова, посвященной любви к родному краю. Вы можете разучить эту песню и петь её дома в кругу семьи. Подберите и выучите другие песни и стихотворения о любви к Родине.

«Родные места»

1. В родных местах ромашкой пахнет ветер
И до травинки вся земля своя.
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристей голос у ручья.

Припев:

Пусть мне твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю свои места родные -
Свои родные милые места!
А я люблю свои места родные -
Свои родные милые места!

2. В родных местах у неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга.
Стволы берёз прямее и стройнее
И  разноцветней радуги  дуга.

Припев:

3. В родных местах на капельках росинок
Горят зари весёлой огоньки, 
В родных местах всё лучше и красивей 
От звезд ночных до утренней зари.

Припев:


Домашнее задание: Внимательно послушайте стихотворение и попробуйте определить, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.

 Подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения К. Ибряева:

С чего начинается Родина?

С улыбок и слёз матерей;

С тропинки, ребятами пройденной

От дома до школьных дверей.

С берёзок, стоящих веками

На взгорье в отцовском краю,

С желанья потрогать руками

Любимую землю свою.

Ответы учеников: о Родине, о любимой земле, о родном крае.

Учитель: Верно, тема нашего урока: «Любовь и уважение к Отечеству». Мы вместе постараемся ответить на вопросы: «Что значит любить  и уважать своё Отечество?», «Что такое патриотизм?», «Можно ли каждого из вас назвать патриотом?»

3. Объяснение нового материала, работа с учебником

Для этого сначала обратимся к учебнику и вместе прочитаем обращение авторов к вам, юным россиянам. (Выразительное чтение несколькими учащимися 1-4 абзацев учебного пособия, с. 94-95)

Обсуждение прочитанного, ответы на вопросы:

-Как складывались духовные традиции России? (Под влиянием религий: православия, иудаизма, ислама, буддизма, а также светской этики)

-Почему традиции можно сравнить с корнями мощного дерева? (Традиции объединяют людей, дают нам возможность жить и развиваться)

-Почему для человека важно любить свою родину? (Любовь – основа нашей жизни: любовь к родителям, семье, близким, к малой и большой Родине

делает нашу жизнь осмысленной и счастливой)

-Как вы объяснили бы фразу: «Любовь – это служение»? (Любовь проявляется в делах на благо людей, на благо нашей Родины)

-Какими делами мы могли бы доказать, что любим и уважаем своё Отечество? (Сделать мир вокруг себя чище, справедливее, добрее: уважать и изучать традиции родной страны, её язык и историю; беречь природу родного края; любить свою семью и  друзей и по мере сил помогать ближнему).

Учитель:  Помните, ребята, что от малых дел рождается  большая любовь к семье, народу, России. Всё это мы называем словом «ПАТРИОТИЗМ». (Ученики делают записи в тетрадях: ПАТРИОТИЗМ – ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ. ПАТРИОТ – ТОТ, КТО УВАЖАЕТ ТРАДИЦИИ РОДНОЙ СТРАНЫ, ИЗУЧАЕТ ЕЁ ЯЗЫК И ИСТОРИЮ, ЗАЩИЩАЕТ РОДНУЮ ЗЕМЛЮ, БЕРЕЖЁТ ЕЁ ПРИРОДУ, ЛЮБИТ СВОЮ СЕМЬЮ И ПОМОГАЕТ БЛИЖНЕМУ).

4. Динамическая пауза. Учитель читает стихотворение, дети стоя выполняют описанные движения.

«Птицы улетают»

Птицы на юг улетают

(маховые движения руками из-за головы вперед):

Гуси, грачи, журавли

(круговые движения кистями перед грудью).

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

(имитировать руками махи крыльев).

Мы перелётным пернатым

Дружно помашем в ответ:

(перекрёстные махи руками над головой)

Пусть унесут на чужбину

Родины милой привет!

(наклониться, изображая поклон)

5. Продолжение работы над темой урока

Учитель:   Любовь к родине  - святое чувство для человека, одна из добродетелей. Давайте вдумаемся в значение слова ОТЕЧЕСТВО. ОТЕЧЕСТВО – земля отцов и дедов, трудившихся на ней и защищавших её в годы бедствий. Одна из заповедей, записанных в Библии, гласит: «Почитай отца твоего и матерь твою». Так же мы должны любить и беречь наше Отечество. Вспомните материал предыдущих уроков. Кого бы вы назвали настоящими патриотами? Расскажите, что вам больше всего запомнилось о них. (Святой Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Александр Невский, Фёдор Ушаков – защитники родной земли, Валентин Войно-Ясенецкий /в монашестве святой Лука/ – врач и священник, святая Ульяна Муромская – спасала людей во время голода).

Учитель: Действительно, под влиянием  чувства любви к ближнему и уважения к родине совершаются  подвиги, люди трудятся, создают произведения искусства: песни, стихотворения, картины.  Всем известны знаменитые строки Государственного гимна России:

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете, одна ты такая

Хранимая Богом  родная земля!

А сейчас послушайте стихотворение поэта Николая Рубцова, посвящённое России. Обратите внимание на то, какие картины родной природы дороги автору стихотворения.

Привет, Россия…

Привет, Россия – родина моя!

Как под твоей мне радостно листвою!

И пенья нет, но ясно слышу я

Незримых певчих пенье хоровое…

Как будто ветер гнал меня по ней,

По всей земле – по сёлам и столицам!

Я сильный был, но ветер был сильней,

И я нигде не мог остановиться.

Привет, Россия – родина моя!

Сильнее бурь, сильнее всякой воли

Любовь к твоим овинам у жнивья,

Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

За все хоромы я не отдаю

Свой низкий дом с крапивой под оконцем…

Как миротворно в горницу мою

По вечерам закатывалось солнце!

Как весь простор, небесный и земной,

Дышал в оконце счастьем и покоем,

И достославной веял стариной,

И ликовал под ливнями и зноем!..


 Заключить наш урок хочется песней Ю. Антонова, посвященной любви к родному краю. Вы можете разучить эту песню и петь её дома в кругу семьи. Подберите и выучите другие песни и стихотворения о любви к Родине.

«Родные места»

1. В родных местах ромашкой пахнет ветер
И до травинки вся земля своя.
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристей голос у ручья.

Припев:

Пусть мне твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю свои места родные -
Свои родные милые места!
А я люблю свои места родные -
Свои родные милые места!

2. В родных местах у неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга.
Стволы берёз прямее и стройнее
И  разноцветней радуги  дуга.

Припев:

3. В родных местах на капельках росинок
Горят зари весёлой огоньки, 
В родных местах всё лучше и красивей 
От звезд ночных до утренней зари.

Припев:

Домашнее задание:

Опишите словами или нарисуйте эти образы.(РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО)


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добро пожаловать на мой блог!

Технология Музыка Изобразительное искусство ОРКСЭ "Занимательная грамматика" Мой мир и я Кружок "Волшебный клубок"