19.11
Тема: любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм народа России и Донецкой Народной Республики.
Внимательно послушайте стихотворение и попробуйте определить, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.
С чего начинается Родина?
С улыбок и слёз матерей;
С тропинки, ребятами пройденной
От дома до школьных дверей.
С берёзок, стоящих веками
На взгорье в отцовском краю,
С желанья потрогать руками
Любимую землю свою.
Тема нашего урока: «Любовь и уважение к Отечеству». Мы вместе постараемся ответить на вопросы: «Что значит любить и уважать своё Отечество?», «Что такое патриотизм?», «Можно ли каждого из вас назвать патриотом?»
Помните, ребята, что от малых дел рождается большая любовь к семье, народу, России. Всё это мы называем словом «ПАТРИОТИЗМ». (Ученики делают записи в тетрадях: ПАТРИОТИЗМ – ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ. ПАТРИОТ – ТОТ, КТО УВАЖАЕТ ТРАДИЦИИ РОДНОЙ СТРАНЫ, ИЗУЧАЕТ ЕЁ ЯЗЫК И ИСТОРИЮ, ЗАЩИЩАЕТ РОДНУЮ ЗЕМЛЮ, БЕРЕЖЁТ ЕЁ ПРИРОДУ, ЛЮБИТ СВОЮ СЕМЬЮ И ПОМОГАЕТ БЛИЖНЕМУ).
Любовь к родине - святое чувство для человека, одна из добродетелей. Давайте вдумаемся в значение слова ОТЕЧЕСТВО. ОТЕЧЕСТВО – земля отцов и дедов, трудившихся на ней и защищавших её в годы бедствий. Одна из заповедей, записанных в Библии, гласит: «Почитай отца твоего и матерь твою». Так же мы должны любить и беречь наше Отечество. Вспомните материал предыдущих уроков. Кого бы вы назвали настоящими патриотами? Расскажите, что вам больше всего запомнилось о них. (Святой Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Александр Невский, Фёдор Ушаков – защитники родной земли, Валентин Войно-Ясенецкий /в монашестве святой Лука/ – врач и священник, святая Ульяна Муромская – спасала людей во время голода).
Действительно, под влиянием чувства любви к ближнему и уважения к родине совершаются подвиги, люди трудятся, создают произведения искусства: песни, стихотворения, картины. Всем известны знаменитые строки Государственного гимна России:
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете, одна ты такая
Хранимая Богом родная земля!
А сейчас послушайте стихотворение поэта Николая Рубцова, посвящённое России. Обратите внимание на то, какие картины родной природы дороги автору стихотворения.
Привет, Россия…
Привет, Россия – родина моя!
Как под твоей мне радостно листвою!
И пенья нет, но ясно слышу я
Незримых певчих пенье хоровое…
Как будто ветер гнал меня по ней,
По всей земле – по сёлам и столицам!
Я сильный был, но ветер был сильней,
И я нигде не мог остановиться.
Привет, Россия – родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.
За все хоромы я не отдаю
Свой низкий дом с крапивой под оконцем…
Как миротворно в горницу мою
По вечерам закатывалось солнце!
Как весь простор, небесный и земной,
Дышал в оконце счастьем и покоем,
И достославной веял стариной,
И ликовал под ливнями и зноем!..
Опишите словами или нарисуйте эти образы. (Самостоятельная работа учеников в тетрадях или на альбомных листах. По окончании работы желающие рассказывают о своих впечатлениях, учитель комментирует работы детей, рисунки закрепляются на доске)
Заключить наш урок хочется песней Ю. Антонова, посвященной любви к родному краю. Вы можете разучить эту песню и петь её дома в кругу семьи. Подберите и выучите другие песни и стихотворения о любви к Родине.
«Родные места»
1. В родных местах ромашкой пахнет ветер
И до травинки вся земля своя.
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристей голос у ручья.
Припев:
Пусть мне твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю свои места родные -
Свои родные милые места!
А я люблю свои места родные -
Свои родные милые места!
2. В родных местах у неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга.
Стволы берёз прямее и стройнее
И разноцветней радуги дуга.
Припев:
3. В родных местах на капельках росинок
Горят зари весёлой огоньки,
В родных местах всё лучше и красивей
От звезд ночных до утренней зари.
Припев:
Домашнее задание: Внимательно послушайте стихотворение и попробуйте определить, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.
Подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения К. Ибряева:
С чего начинается Родина?
С улыбок и слёз матерей;
С тропинки, ребятами пройденной
От дома до школьных дверей.
С берёзок, стоящих веками
На взгорье в отцовском краю,
С желанья потрогать руками
Любимую землю свою.
Ответы учеников: о Родине, о любимой земле, о родном крае.
Учитель: Верно, тема нашего урока: «Любовь и уважение к Отечеству». Мы вместе постараемся ответить на вопросы: «Что значит любить и уважать своё Отечество?», «Что такое патриотизм?», «Можно ли каждого из вас назвать патриотом?»
3. Объяснение нового материала, работа с учебником
Для этого сначала обратимся к учебнику и вместе прочитаем обращение авторов к вам, юным россиянам. (Выразительное чтение несколькими учащимися 1-4 абзацев учебного пособия, с. 94-95)
Обсуждение прочитанного, ответы на вопросы:
-Как складывались духовные традиции России? (Под влиянием религий: православия, иудаизма, ислама, буддизма, а также светской этики)
-Почему традиции можно сравнить с корнями мощного дерева? (Традиции объединяют людей, дают нам возможность жить и развиваться)
-Почему для человека важно любить свою родину? (Любовь – основа нашей жизни: любовь к родителям, семье, близким, к малой и большой Родине
делает нашу жизнь осмысленной и счастливой)
-Как вы объяснили бы фразу: «Любовь – это служение»? (Любовь проявляется в делах на благо людей, на благо нашей Родины)
-Какими делами мы могли бы доказать, что любим и уважаем своё Отечество? (Сделать мир вокруг себя чище, справедливее, добрее: уважать и изучать традиции родной страны, её язык и историю; беречь природу родного края; любить свою семью и друзей и по мере сил помогать ближнему).
Учитель: Помните, ребята, что от малых дел рождается большая любовь к семье, народу, России. Всё это мы называем словом «ПАТРИОТИЗМ». (Ученики делают записи в тетрадях: ПАТРИОТИЗМ – ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ. ПАТРИОТ – ТОТ, КТО УВАЖАЕТ ТРАДИЦИИ РОДНОЙ СТРАНЫ, ИЗУЧАЕТ ЕЁ ЯЗЫК И ИСТОРИЮ, ЗАЩИЩАЕТ РОДНУЮ ЗЕМЛЮ, БЕРЕЖЁТ ЕЁ ПРИРОДУ, ЛЮБИТ СВОЮ СЕМЬЮ И ПОМОГАЕТ БЛИЖНЕМУ).
4. Динамическая пауза. Учитель читает стихотворение, дети стоя выполняют описанные движения.
«Птицы улетают»
Птицы на юг улетают
(маховые движения руками из-за головы вперед):
Гуси, грачи, журавли
(круговые движения кистями перед грудью).
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
(имитировать руками махи крыльев).
Мы перелётным пернатым
Дружно помашем в ответ:
(перекрёстные махи руками над головой)
Пусть унесут на чужбину
Родины милой привет!
(наклониться, изображая поклон)
5. Продолжение работы над темой урока
Учитель: Любовь к родине - святое чувство для человека, одна из добродетелей. Давайте вдумаемся в значение слова ОТЕЧЕСТВО. ОТЕЧЕСТВО – земля отцов и дедов, трудившихся на ней и защищавших её в годы бедствий. Одна из заповедей, записанных в Библии, гласит: «Почитай отца твоего и матерь твою». Так же мы должны любить и беречь наше Отечество. Вспомните материал предыдущих уроков. Кого бы вы назвали настоящими патриотами? Расскажите, что вам больше всего запомнилось о них. (Святой Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Александр Невский, Фёдор Ушаков – защитники родной земли, Валентин Войно-Ясенецкий /в монашестве святой Лука/ – врач и священник, святая Ульяна Муромская – спасала людей во время голода).
Учитель: Действительно, под влиянием чувства любви к ближнему и уважения к родине совершаются подвиги, люди трудятся, создают произведения искусства: песни, стихотворения, картины. Всем известны знаменитые строки Государственного гимна России:
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете, одна ты такая
Хранимая Богом родная земля!
А сейчас послушайте стихотворение поэта Николая Рубцова, посвящённое России. Обратите внимание на то, какие картины родной природы дороги автору стихотворения.
Привет, Россия…
Привет, Россия – родина моя!
Как под твоей мне радостно листвою!
И пенья нет, но ясно слышу я
Незримых певчих пенье хоровое…
Как будто ветер гнал меня по ней,
По всей земле – по сёлам и столицам!
Я сильный был, но ветер был сильней,
И я нигде не мог остановиться.
Привет, Россия – родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.
За все хоромы я не отдаю
Свой низкий дом с крапивой под оконцем…
Как миротворно в горницу мою
По вечерам закатывалось солнце!
Как весь простор, небесный и земной,
Дышал в оконце счастьем и покоем,
И достославной веял стариной,
И ликовал под ливнями и зноем!..
Заключить наш урок хочется песней Ю. Антонова, посвященной любви к родному краю. Вы можете разучить эту песню и петь её дома в кругу семьи. Подберите и выучите другие песни и стихотворения о любви к Родине.
«Родные места»
1. В родных местах ромашкой пахнет ветер
И до травинки вся земля своя.
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристей голос у ручья.
Припев:
Пусть мне твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю свои места родные -
Свои родные милые места!
А я люблю свои места родные -
Свои родные милые места!
2. В родных местах у неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга.
Стволы берёз прямее и стройнее
И разноцветней радуги дуга.
Припев:
3. В родных местах на капельках росинок
Горят зари весёлой огоньки,
В родных местах всё лучше и красивей
От звезд ночных до утренней зари.
Припев:
Домашнее задание:
Опишите словами или нарисуйте эти образы.(РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО)
Комментариев нет:
Отправить комментарий